Материал из новой приходской стенгазеты, которую вы могли видеть в храме.
Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем.
Так ощутила сердцем своим Бога шестнадцатилетняя отроковица Варвара. Отец ее, богатый и знатный римлянин, был упорным язычником, и, конечно, она не была воспитана в познании истинного Бога. Он желал, чтобы она не знала людей, не знала мира, постоянно держал ее взаперти, поселив ее в высокой башне, из окон которой открывался широкий вид на поля, луга и леса. По ночам Варвара любовалась сиянием звезд. И вот, глядя на природу, на ее великую стройность и красоту, на удивительный порядок, царящий в ней, отроковица глубже и глубже задумывалась над тем, Кто же все это сотворил…
«Разве возможно, чтобы бездушные идолы, сделанные людьми из серебра и золота, сотворили весь мир? Должен быть единый истинный Бог, Который властвует над всем миром. Он должен быть благий. Он должен быть совсем не таким, как боги языческие». Варвара пришла к этой мысли, и Господь дал ей истинное, глубокое познание Себя.
Отец Варвары надолго уехал и разрешил ей в это время выходить из терема и гулять в саду. Там она встретила девушек-христианок, завела с ними беседу о Боге и от них услышала проповедь о Господе Иисусе, о Святой Троице. И возгорелся дух ее глубокой любовью, а Господь послал ей священника, который просветил ее и крестил. Отец, возвратившись, узнал, что Варвара приняла христианскую веру.
Бесстрашно святая Варвара исповедала веру перед своим свирепым отцом. Он так ненавидел христианство, так чтил языческих богов, что, услышав от дочери увещание оставить идолопоклонство и уверовать в единого истинного Бога, тотчас выхватил меч и бросился на нее, желая ее умертвить. Но Господь чудесным образом спас Свою рабу. Последовали ужасные пытки, после которых ее звероподобный отец сам повлек ее на место казни и отрубил ей голову.
Постараемся быть подобными святой в ее вере и стойкости. Если мученичество — удел немногих избранных, то исповедание обязательно для всех. Как великомученица Варвара ничего не боялась, так и нам надлежит не молчать, а проповедовать о Христе тем, кто о Нем ничего не слышал, кто живет во тьме неведения Бога. Нам нельзя прятать свою веру, а нужно открыто, высоко подняв голову, исповедовать Святую Троицу, за Которую святая великомученица положила свою жизнь.
Храм св. вмц. Варвары на Варварке
Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары впервые упоминается в XV веке.
Посвящение храма дало современное наименование улице, ранее называвшейся Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.
В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514 году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.
В 1737 году храм сильно пострадал от пожара и был восстановлен.
В 1795 году московский митрополит Платон (Левшин) приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места.
В 1796-1804гг. на старом алевизовском фундаменте построен Варваринский храм по проекту Р. Р. Казакова.
В 1812 году церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.
После Октябрьской революции 1917 года храм закрыли и лишили креста, верхней части колокольни, иконостаса, изнутри его пространство было разгорожено на этажи. В здании храма разместился склад. Позже его передали под конторские учреждения; к 1980 году в церкви помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Во время реставрации 1965-1967гг. под руководством архитектора Г.А. Макарова церкви был возвращен ее прежний облик.
В 1991 году храм был возвращен верующим.
В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент Алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.