Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом наТайной вечере (см.: Мф.26:26–28; Лк.22:19–20). В качестве предустановления таинства можно указать на произнесенные в капернаумской синагоге слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном (см.: Ин.6:51, 53–56).
Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются Их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Веществом таинства являются хлеб и вино.
свт. Филарет (Дроздов). Пространный Христианский Катехизис
Чинопоследование таинства Евхаристии – вся Божественная Литургия, которая является единым и неразделимым священнодействием. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон (анафора), а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, т. е. на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.
Подготовка
В Таинстве Причащения могут участвовать только верующие, православные христиане. Святоотеческая традиция Православной Церкви предусматривает особую подготовку к этому событию, учитывая его значимость и важность. Давайте в нескольких пунктах рассмотрим основные положения этой подготовки.
1. Прежде всего необходимо осознать, что это за Таинство и зачем оно, каково Его действие на нас. Для изучения можно обработать несколько материалов, которые доступны по ссылкам:
Наиболее простой в прочтении и разумении текст: ссылка (разделы «о причащении» и «о Евхаристии»).
Более научный подход тут: ссылка (глава 3).
2. Молитва и осознание. Православные христиане внимательно проводят дни подготовки к Причащению. Нельзя конфликтовать, но напротив, необходимо забыть все обиды и примириться с теми, с кем вы уже можете находиться в конфликте. Не стоит забывать и о молитвенной подготовке. Диалог с Богом не должен прекращаться никогда, но во дни поста или подготовки к св. Причастию молитва должна быть особенно усиленной.
В традиции Православной Церкви есть особое собрание молитв, посвященных Причащению, он так и называется «Молитвы или Правило ко Святому Причащению». Вдумчиво прочитайте эти слова, стоя наедине, постарайтесь отнести их к себе, «вложить в сердце». Объем молитвословий довольно большой для не обвыкшего человека, поэтому можно разделить чтение «последования» на несколько дней.
Церковнославянский вариант печатается во всех молитвословах, для изучение русского перевода можно ознакомиться с текстом по ссылке.
3. Пост. По вопросу его продолжительности следует обратиться к священнику. Его ограничительная сторона состоит в том, чтобы до Причащения не вкушать «скоромной пищи» (Скоро́мная пи́ща – продукты, не дозволенные в пост: мясные продукты, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко… Кратко – это продукты животного происхождения). Однако стоит понимать, что пост «гастрономический» сам по себе бессмысленен без молитвы и трезвения (отчуждения от наших самых частых пороков и грехов).
Отдельного упоминания достоин т.н. «Евхаристический пост». Он состоит в том, что с начала суток, в которые христианин приступает к Таинство Евхаристии, он не вкушает ни еды, ни воды до самого момента Причащения. Исключением являются медикаменты, необходимые для жизни.
4. Подготовка к Таинству в традиции Русской Церкви включает в себя исповедь (о ней можно узнать в соответствующем разделе сайта) и посещение богослужения на кануне вечером.
Советуем также ознакомиться с недавно опубликованным официальным документом Русской Православной Церкви, регулирующим приобщение верных к Таинству Причастия.
Не бойтесь и не стесняйтесь спрашивать священников о Таинствах и их подробностях, они с радостью ответят на все ваши вопросы!
Христиане приемлют как пищу для себя небесный огонь; он для них упокоение, он очищает и омывает, и освящает сердце их, он содействует их возрастанию, он для них воздух и жизнь.
Преп. Макарий Великий