На этой неделе Церковь входит в особое время – время ожидания пришествия в мир Спасителя. Мы чаем события воистину вселенского масштаба, изменившего жизнь каждого человека, когда-либо жившего и еще не родившегося. Где-то на небосводе прореченная веками назад звезда готовится показаться волхвам и тем огласить людскому роду окончание кромешной тьмы, прекращение вековой скорби, ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на плечах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6).
Еще во времена святителя Иоанна Златоуста, в далеком IV веке, существовал обычай выделять праздник «Святых Богоявлений» – то есть общий праздник Рождества и Крещения – подготовкой в виде непродолжительного, но достаточно строгого поста. 40-дневным, как сейчас, он становится уже в XII веке. Устав западного христианства выработал даже куда более богатую традицию Рождественского поста – Адвент (от лат. adventus — пришествие), который напоминает нам православный Великий пост с его темами для каждой недели и особыми богослужениями.
Современный православный Типикон содержит следующий монашеский устав для Рождественского поста, который заключается в нескольких основных тезисах:
- в одни дни недели предписано поститься строже, чем в другие: наиболее строгими днями поста должны быть понедельник, среда и пятница;
- праздники, дни памяти особо чтимых святых, субботние и воскресные дни отмечаются снижением строгости поста;
- последние 4 дня поста – особенно строги. Типикон сообщает, что: Отъ 20-го же числа, дaже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешaемъ на рыбы. Славянское выражение «от 20-го» числа здесь следует переводить как «после 20-го», то есть исключая само 20-е число (по с.ст.).
Как бы то ни было, любой пост заключается не в ограничениях гастрономического характера. Вспомним слова из Триоди, сообщающие нам, что есть истинный пост: …злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Вот как размышляет об этих словах свт. Иннокентий Херсонский:
Хочешь и поститься воистину? Раздери, если есть у тебя, всякое неправедное писание на завладение чужим имуществом; прекрати дело, по сему случаю заведенное в суде; уступи, сколько можно, даже из собственных прав, чтобы не влачиться по судам… Надобно же, чтобы христианин отличался чем-либо не в храме только, а и на суде.
Хочешь ли поститься воистину? Обозри, чем можешь служить, во имя Господа, меньшей братии твоей о Христе, и немедля приступи к делу благотворения; дозволь вход в житницы твои для тех, кои без всякой вины своей едва не умирают от глада: одень нагого, прими сирого, призри недужного, посети заключенного. Ибо надобно же произойти каким-либо плодам от такого великого древа, каков Великий пост. Каким же лучше, если не плодам человеколюбия, когда ты сам посредством поста ищешь милости Божией?
Такой пост будет благоприятен для Господа! Соединяющий таким образом воздержание душевное с телесным не погубит мзды своей. Или лучше сказать, он уже приемлет ее здесь и теперь. Ибо для чего мы постимся? Без сомнения, не для того, чтобы сберечь у себя несколько неупотребленных снедей, а чтобы укротить свою плоть, облегчить душу, оживить совесть, приблизить к себе благодать Божию. Но когда мы сделаемся в мыслях чище и целомудреннее, в словах правдивее и назидательнее, в нравах кротче и великодушнее, в делах справедливее и благотворнее; то цель поста сим самым, при помощи благодати Божией, будет в нас уже достигнута, – сначала, конечно, слабо и несовершенно, а потом – более и совершеннее; доколе не сделаемся во всех отношениях таковыми, каковым должно быть последователям Христовым.
Будем же правильно готовиться к Празднику Рождества Христова!