Таинство венчания

Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Свт. Филарет (Дроздов), Пространный Катехизис

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, его цель — в себе самом. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5–6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Таинство Венчания могут принять крещеные в православии верующие пары, действующие члены православных общин Русской Православной Церкви Московского Патриархата, или иных Поместных Православных Церквей, находящихся в Евхаристическом общении с Русской.

Обязательными условиями совершения Таинства Венчания, кроме вышеперечисленных, являются:

  1. Добровольное согласие жениха и невесты на вступление в церковный брак и осознание ими невозможности его расторжения;
  2. Прохождение необходимого количества катехизических бесед в том храме, где будет совершаться Таинство;
  3. Нахождение в постоянном общении с православной Церковью и ее членами посредством регулярного приобщения к Таинству св. Причастия;
  4. Официальная государственная регистрация брака (необходимо предоставить в храм соответствующий документ);
  5. В случае второго брака – заверенный Канонической комиссией при Епархиальном совете г. Москвы документ, дающий право на венчание по первому или второму чину (зависит от итогов разбирательства по предыдущему браку).
    Утаивание факта предыдущих браков не карается по закону, но общие для всех последствия могут быть непоправимыми (см. Деян. 5:1-11).

При выборе даты стоит ознакомиться с условиями, предусмотренными богослужебным Уставом Русской Православной Церкви:

Дни и периоды, на протяжении которых не совершается браковенчание
— Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января;
— В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;
— В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня – 14 (27) сентября.

Что понадобится для Таинства Брака

  1. Венчальные свечи;
  2. Рушник;
  3. Иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (т.н. «венчальная пара»);
  4. Кольца (нормальной практикой является использование колец, которые были приобретены для росписи);
  5. Документ о вступлении в брак и паспорта. Регистрация на венчание происходит непосредственно перед началом Таинства в церковной лавке;
  6. Решить вопрос о необходимости участия хора.

Записаться на подготовку к Венчанию, выбрать дату проведения Таинства лучше всего во время личного визита в храм и разговора со священником.


Примечания

Фото- и видеосъемка в храме во время венчания разрешаются с благословения священника.

Светские поздравительные и официальные речи, публичные поздравления, использование светской музыки в храме не допускаются.

Свидетели, держащие венцы над головами венчающихся, — хорошая, но не обязательная традиция.

Не рекомендуется невестам приходить в храм на высоких каблуках, т.к. в них будет тяжело выстоять все Венчание.

Брачующиеся и их гости должны иметь благопристойный, скромный вид, не допускается в храме ношение излишне откровенной или летней (пляжной) одежды.

В Таинстве венчания участвует небольшое количество вина (общая чаша), поэтому не рекомендуется приезжать к Венчанию на личном автотранспорте.

О колокольном звоне после венчания следует заранее договориться со звонарем, который приходит для этого отдельно, в свое личное, неслужебное время.

В условиях пандемии COVID-19 призываем гостей использовать в храме средства защиты, не прикладываться к иконам (можно ограничиться почтительным поклоном перед святыней).


Теоретический минимум

Брак можно рассматривать с двух сторон: как Божественное установление для рода человеческого, определенное Богом еще до грехопадения, как закон, положенный Творцом в самом устройстве человека (см.: Быт.1:27–28), и как особое таинство новозаветной Церкви, освящающее этот естественный союз и возводящее его в качественно иную степень христианского совершенства. Согласно катехизическому определению,

Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

О том, что брак действительно является таинством, свидетельствует ап. Павел: …оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:31–32).

Как таинство новозаветной Церкви брак, несомненно, имеет Божественное установление, о чем вполне определенно свидетельствует Божественное Откровение (см.: Ин.2:1–11; Мф.19:3–12; Еф.5:22–32). Уже в апостольские времена христиане четко различали между браком вообще и христианским браком «в Господе» (см.: 1Кор.7:39), который был особым делом веры и Церкви.

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например продолжения человеческого рода, но имеет цель в самом себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь одной плотью (Быт.2:24; Мф.19:5–6), т. е. единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека – услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того, чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача. Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царство Божие.

Начальным моментом существования христианской семьи является священнодействие брака. В этом священнодействии Церковь призывает на брачующихся Божественную благодать для исполнения и достижения ими стоящих перед ними задач, а именно представлять собою «домашнюю церковь», установить в семье истинно христианские отношения, воспитать в вере детей, быть примером благочестивой жизни для окружающих, вместе переносить с терпением и смирением скорби, посещающие семейную жизнь.

Видимой стороной таинства брака является, во-первых, торжественное свидетельство жениха и невесты перед лицом Церкви о том, что они вступают в брак добровольно и обещают сохранять супружескую верность до конца жизни, а во-вторых, торжественное благословение их брачного союза священнослужителем, которое осуществляется через возложение венцов на головы брачующихся с произнесением слов: «Венчается раб Божий… рабе Божией… (Венчается раба Божия… рабу Божию…) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – с последующим троекратным общим благословением обоих брачующихся священником и троекратным произнесением им краткой молитвы: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

Невидимой стороной этого таинства является то, что оно соделывает заключаемый христианами брак таинственным союзом во образ соединения Христа и Церкви (см.: Еф.5:32). Тем самым брачный союз, как совершаемый с призыванием имени Господа Иисуса Христа, невидимо присутствующего посреди брачующихся (см.: Мф.18:20)1319, скрепляется нерасторжимыми вечными узами и освящается благодатью, которая в течение всей жизни христианских супругов будет содействовать им в достижении всех целей христианского брака.

Идея развода для православного учения о браке совершенно неприемлема: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6; также см.: Мк.10:11–12; Лк.16:18; 1Кор.7:10–11; Рим.7:2–3). В Новом Завете указывается только одно возможное основание для расторжения брака: нарушение супружеской верности одним из супругов. В таком случае пострадавшая сторона имеет право инициировать расторжение брачного союза (см.: Мф.19:9). Церковь не считает целесообразным и душеполезным формально сохранять те брачные союзы, которые фактически уже распались по причине нарушения брачных обетов одним или обоими супругами. Преступая брачные обеты, супруги сами разрушают свой брачный союз, лишая себя дарованной в таинстве благодати. Если согрешившие супруги не обнаруживают признаков покаяния и стремления к взаимному примирению, то формальное сохранение такого союза с точки зрения православного понимания сущности брака оказывается бессмысленным. Однако это не означает, что Церковь осуществляет развод; Церковь лишь констатирует тот факт, что данный брак в действительности более не существует.


Литература для желающих вступить в православный брак

В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире.

Будем ценить выше всего единодушие в семье и всё будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей… и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение

Свт. Иоанн Златоуст

Благодать Господа нашего
Иисуса Христа,
илюбовь Бога Отца,
и общение Святаго Духа
со всеми вами.
Аминь.